ПСИХОТЕРАПИЯ! РЕАБИЛИТАЦИЯ! ПСИХОКОРРЕКЦИЯ! КОНСУЛЬТАЦИИ! ПРИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, А ТАК ЖЕ ПРИ АДИКЦИИ ПАВ (ЗАВИСИМОСТИ). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПРИ ЭНУРЕЗЕ, ЗАИКАНИИ, ИСПУГАХ, ФОБИЯХ. НАСТРОЙ НА УЧЕБУ, СПОРТ, ТВОРЧЕСТВО. КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Формирование профессиональной компетентности педагога в информационно-образовательном процессе

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В.В Храмцов клинический психолог

г. Владивосток, ул. Авроровская, 24 Центр "Флебологии" кабинет 5

 

    Современное российское общество находится в состоянии кардинальных изменений, касающихся всех сфер жизни человека. Ускорение темпов информатизации, развитие сетевых технологий, виртуализация формируют новую структуру социальных отношений. Информатизация становится неотъемлемой характеристикой современного учебно-образовательного пространства.

На сегодняшний день педагог – это не просто специалист, который хорошо овладел современными методами обучения и воспитания и эффективно использует технические средства в образовательном процессе, но и непрерывно повышает свою профессиональную компетентность. Его главной задачей является активная организация деятельности по присваиванию учениками эффективных способов работы с информацией, что дает возможность им ориентироваться в информационной образовательной среде и целенаправленно решать конкретные учебные вопросы. Важнейшим показателем профессиональной компетентности педагога выступает его готовность к  применению инновационных форм и методов обучения, оптимальному использованию современных  мультимедийный технологий.

Характерная особенность профессиональной деятельности педагога – это адаптация учащихся к образовательной среде, демонстрация особенностей обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализация развивающей функции обучения в рамках информационной среды школы. 

Безусловно, существенным фактором, влияющим на процесс формирования профессиональной компетентности педагога, выступает информационно-образовательная среда. В настоящее время существует большое количество определений понятия «информационная среда».

Информационная среда в широком смысле – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

По мнению современного исследователя А.В. Овчарова, информационная среда  - «это система средств общения с человеческим знанием, служащая как для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, так и для ее передачи, переработки и обогащения» [2].

Ю.А. Шрейдер рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников.

Как утверждает Е.В. Трубицина, «Информационно-образовательная среда – это проектируемая и создаваемая субъектами образования система, способная к саморазвитию, в которой между субъектами и компонентами устанавливаются связи и отношения на основе информационной деятельности по достижению образовательных целей. Информационно-образовательная среда определяется с одной стороны, как программно-технический комплекс, а с другой стороны, как педагогическая система, следовательно, при проектировании, моделировании и развитии среды должны ставиться и решаться не только «информационно-программно-технического» характера, но и «социально-психолого-педагогические» вопросы» [3].

Vn-plusсобакаяндексточкару В современной педагогической литературе, посвященной проблемам информатизации, использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании,  широко используются такие термины как «компетенция», «компетентность». Их настойчивое применение обосновывается необходимостью модернизации современной школы. В  стратегии модернизации содержания общего образования указано: «…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах» [1].

Развитие профессиональной компетентности педагога реализовывается через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки, умения,

Информационная среда в настоящее время требует от современного учителя новых знаний и умений, построенных на системе инноватики, особого креативного стиля мышления, обеспечивающих необходимую социальную адаптацию к переменам и ориентацию в современном информационном потоке, гарантирующих и стабилизирующих достойное место в плюралистическом пространстве информационного общества.

В.А. Ясвин к числу наиболее важных проблем исследования информационно-образовательной среды относит следующие:

- формирование тезауруса – системы информационных понятий, обеспечивающих общую и специальную ориентировку личности в окружающей информационной среде;

- умение осуществлять информационную деятельность, т.е. формировать свои информационные потребности и запросы, владеть стратегиями и алгоритмами оптимизированного информационного поиска и анализа информационных источников, свертывать и развертывать информацию, вступать в разнообразные информационные контакты;

- подготовленность личности к эффективному использованию любых (традиционных и компьютерных) источников информации;

- разумное регулирование информационного поведения человека в свете выработанных обществом нравственных и правовых норм;

- реализация индивидуальных особенностей личности в ее информационной деятельности [4,34].

Педагог должен осознавать суть происходящих перемен в содержании обучения, быть готовым к освоению новых программных средств, в условиях постоянной модернизации. Педагог должен обладать компьютерной грамотностью, владеть навыками формирования информационной грамотности школьников, использовать потенциал ресурсов информационно-образовательной среды для развития и воспитания учащихся.

Как пишет В.И. Шаповалов: «Специалист XXI века - высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие компетентности, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, в целом определяющие конкурентоспособность личности» [9, 116].

Деятельность педагога в образовательном пространстве будет осуществляться более успешно и с меньшими психологическими затратами, только в том случае, если он способен умело и эффективно решать профессиональные задачи с использованием информационных технологий. Профессиональная компетентность учителя, построенная на инновационных формах обучения, повышает его потребность в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что, школа сегодня представляет собой информационно-образовательную среду, в которой отражается весь учебно-воспитательный процесс. Информатизация системы современного образования накладывает определенные требования к профессиональной компетентности педагога.

 

 

Литература

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года//Начальная школа – 2002. - № 2.
  • Овчаров А.В. Компьютерная информационная среда обучения - http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2001/ovcharov.html
  • Трубицина Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды. - http://ito.edu.ru/2009/MariyEl/I/I-0-13.html
  • Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Просвещение, 2009. – С. 5–35.
  • Шаповалов В.И. Конкурентоспособность учащегося в системе педагогического менеджмента. - Вестник СГУТиКД, - Сочи: 2012. № 2 (20), - С. 116.